(Morihei Uesiba)Морихей Уэсиба
Дата рождения: 14/12/1883.
Место рождения: Танабэ, Япония


Зная прошлое человека, понять и объяснить его настоящее не так уж сложно...
Морихей Уесиба в 20 лет был хилым и болезненным.
В 40 лет он побеждал одного известного мастера за другим и приобрел репутацию сильнейшего бойца Японии.
В 80 лет он с легкостью раскидывал нескольких молодых и здоровых соперников, одновременно атаковавших его голыми руками и палками.
И вошел в историю как создатель айкидо - боевого искусства, получившего развитие во всем мире.

Уесиба, родившийся 14 декабря 1883 года в гор оде Танабэ, и вправду с детства был болезненным и тщедушным.
История сохранила тот факт, что родители, обеспокоенные слабостью сына, настоятельно советовали ему заняться каким-либо боевым искусством.
Он, однако, предпочитал изучение философии и религии, обучаясь Дзэн-буддизму в буддийской школе.
А в 18 лет, переехав в Токио и открыв там небольшой бизнес, пришел в школу Кито-рю дзю-дзюцу (у нас это искусство более известно как джиу-джитсу) к мастеру Токусабуро Тойава.

Однако вскоре серьезно заболел и вернулся домой. Опыт занятий дзю-дзюцу оставил о себе память - Морихей, ранее интересовавшийся только укреплением духа, решил укрепить и тело. И в 1913 году записался добровольно в армию и участвовал, пусть и недолго, в русско-японской войне.
А вернувшись с войны, пришел в школу фехтования на мечах кендо и несколько лет занимался у мастера стиля Ягурю Масакацу Накаи.

Переломным для него стал 1911 год - Морихей переехал на Хоккайдо, самый северный остров Японии, где его представили знаменитому мастеру Сокаку Такэда, главе школы Дайто-рю айки-дзю-дзюцу.

Школа эта, основы которой были заложены еще в Х веке, пользовалась в Японии огромным авторитетом - она считалась наиболее эффективной и наиболее сложной, поскольку включала в себя 2884 техники (в том числе с оружием - палкой, мечом, копьем и т. д.).
И нетрудно понять, что для того чтобы получить сертификат с надписью "кайден" - "сдал все", - требовался не один десяток лет упорнейших тренировок.

Уесиба ушел в занятия целиком - и через несколько лет при росте 155 сантиметров весил 75 килограммов.
Прозанимавшись Дайто-рю айки-дзю-дзюцу 11 лет, он был назван наследником главы школы - честь величайшая и говорившая о фантастических успехах.

Однако Уесиба, поставивший перед собой цель стать сильнейшим в Японии, помимо тренировок у Такэда изучал еще технику школы Синкаге-рю, а также яри-дзюцу - фехтование на копьях.

Периодически он уезжал с Хоккайдо и бродил по стране в поисках лучших мастеров.
Встретив сильного мастера, он вызывал его на поединок, и если выигрывал, то шел дальше, а если проигрывал, то просился к нему в ученики, был необычайно вежлив и услужлив, готовил еду и выполнял другие работы по дому.

Многие из этих мастеров, учеников вообще не имевшие, передавали ему свои фамильные секреты, овладев которыми, Уесиба побеждал учителя и уходил - без раздумий и сожалений.

Цель его оказалась не такой уж недосягаемой - вскоре Уесиба стал известен как лучший боец Японии. Он побеждал всех и вся, разрушив немало репутаций и сломав немало судеб. Но удовлетворения не испытал, поняв, что победы сегодня означают поражение завтра.

Ибо с годами сила покидает человека, а значит, рано или поздно найдется кто-то более молодой и сильный, который победит его и отнимет то, ради чего он жил.
А следовательно, любая победа относительна и победителю пользы не приносит. Придя к такому выводу, Уесиба вернулся к прежнему увлечению - религии.

Он вступил в секту Омото Кио, возглавляемую "святым" Ванисабуро Дегути, - секта, кстати, была не очень популярна у официальных властей и находилась под наблюдением местной госбезопасности, в поле зрения которой, разумеется, попал и один из наиболее активных членов секты Морихей Уесиба, распространявший учение не только в Японии, но и в Маньчжурии и Китае. Как писал он сам, просветление наступило в 1925 году.

Он пришел к выводу, что боевые искусства должны быть основаны на любви и законах природы. Так родилась идея создания нового искусства, в котором духовно-философский аспект преобладал бы над техникой и силой.

В 1927 году Уесиба открыл в Токио зал - по другим источникам это произошло девятью годами позднее, - где занялся пропагандой нового направления, которое поначалу называл айки-будо. Разумеется, это вызвало гнев школы Дайто-рю, в которой он прозанимался столько лет и от которой теперь отказывался.

Тем более, что технический арсенал айки-будо состоял преимущественно из техник Дайто-рю. Термин айкидо появился в начале 40-х - в 1942 году школа Уесибы была зарегистрирована под названием айкидо в Нихон Бутоку кай (Всеяпонском центре боевых искусств).

Философия айкидо достаточно сложна и запутана. Если выразить ее суть коротко, то она заключается в том, что айкидо - это искусство защиты, не предназначенное для атаки (в технический арсенал входят всего три удара руками, броски и захваты, а ударов ногами и подсечек нет вообще) и восстанавливающее справедливость и гармонию. Атакующий нарушает гармонию природы, защищающийся ее восстанавливает, не применяя никакой силы и используя силу и энергию нападающего против него самого.

Мастер айкидо, находящийся на более высоком уровне развития, чем другие люди, борется не с агрессором, а с агрессией, и раз за разом разрушает атаки, пока нападающий не поймет бесполезность своей затеи и не откажется от агрессии.

Известен случай, когда один новичок поинтересовался у Уесибы, почему тот говорит, что айкидо основано на любви, и в то же время учит причинять людям боль.
Уесиба ушел от ответа, сказав, что тот поймет все позднее, после нескольких лет занятий.

И в доказательство можно привести тот факт, что до начала второй мировой войны тренировки в школе Уесиба были настолько тяжелыми, что она получила название "дзигоку додзё" - "адский зал". Травм там было более чем достаточно, о торжестве любви речь не шла.

Когда началась война, Уесиба в знак протеста уехал из Токио и поселился в небольшом городке Ивама, занявшись фермерством.
Он снова стал активно участвовать в деятельности секты Омото Кио, занимавшейся антивоенной пропагандой, в результате чего секта начала подвергаться суровым преследованиям со стороны Кемпей тай (нечто вроде японского аналога немецкого гестапо), а на штаб-квартиру не раз совершались нападения.

Уесиба ушел в горы Ибарадзи, построил шалаш и в одиночестве постигал истину и оттачивал свое искусство. По преданиям, его несколько раз обстреливали патрули, принимавшие Морихей за диверсанта, но он легко уклонялся от пуль.

Сразу после окончания войны Уесиба вернулся в Токио - американские власти ввели временный запрет на преподавание боевых искусств, но айкидо это не коснулось, так как выглядело оно безобидно, и Уэсиба процветал.

Он искренне верил, что его учение поможет разрушенной и отчаявшейся Японии обрести" крепость духа, и распространял айкидо с особой настойчивостью, считая, что занятия им делают человека совершенным.

Тем не менее слова его по-прежнему расходились с делом.
Судя по воспоминаниям известнейшего мастера каратэ Теруюки Оказаки, некоторое время занимавшегося айкидо под руководством Уесибы, в зале он был жесток, несмотря на разговоры о любви и миролюбии.

"На первом же занятии Уесиба объявил, что каждый может убедиться в том, что настоящий мастер айкидо обладает даром предвидения и чуть ли не сверхъестественными способностями, и потому он разрешает любому из учеников попробовать атаковать его в любой момент, - писал Оказаки.
- Я и двое моих друзей решили, что кинемся на Уесибу, как только он повернется спиной к залу, чтобы подписать наши сертификаты, свидетельствующие о том, что нас приняли в школу.

Момент наступил, мы сидели на коленях, и я попытался привстать, чтобы, сделав длинный шаг вперед, нанести ему удар.
Но не успел - Уесиба повернулся и проворчал: "Что тебе нужно?"
Я был поражен и о нападении больше не думал. Но он запомнил меня и унижал каждую тренировку. Он говорил, что у него не было более тупого и неуклюжего ученика. Унижение было таким, что я еле Сдерживался,что бы не кинуться на него. Мне удавалось это лишь потому что, я хорошо понимал Если я нападу на него, он просто убьёт меня на месте..."

Были ещё другие умопомрочительные случаи :
- Существовал безупречный свидетель этого поразительного случая, некий Годзо Сиода (1915-1994). Скептически настроенный Сиода не относился к пастве Омото-кё и всегда очень критически воспринимал все, что слышал об Уэсиба. К примеру, Сиода постоянно пытался застать своего учителя врасплох (что поощрялось самим Уэсибой). Во время долгих тренировочных атак Уэсиба вручил Сиоде свой железный веер и сказал:
- " Если ты сможешь ударить меня этим, когда я буду спать, я выдам тебе полноправное свидетельство учителя". Когда бы Сиода ни заметил, что Уэсиба задремал, он подкрадывался к нему и готовился к удару; но каждый раз, в самый последний миг, Уэсиба внезапно открывал глаза: "Сиода! Боги подсказали мне, что ты хочешь ударить меня по голове. Ты ведь не собираешься сделать что-то подобное, правда?"



Однажды на демонстрацию в Кобукан явилась группа снайперов. Когда Уэсиба узнал, кто они, он вызывающе заявил:
- "Я неуязвим для пуль".
Вполне понятно, что стрелки были оскорблены и потребовали от него доказательства этого утверждения. Уэсиба согласился подписать письменное заявление, освобождающее снайперов от какой-либо ответственности в том случае, если он будет ранен или убит, и они договорились о встрече на военном стрельбище.

Сиода уже не раз воочию убеждался в поразительных способностях своего учителя, но позже признался, о чем думал тогда:
"На этот раз он зашел слишком далеко. Похоже, пришло время готовиться к похоронам Мастера Уэсиба".

В день испытания жена Уэсибы умоляла его бросить эту затею.
Уэсиба попросил её не волноваться и отправился на стрельбище с совершенно беззаботным видом. Там он спокойно встал у мишени, расположенной примерно в семидесяти пяти футах (23 метра) от стрелков. Когда снайперы прицелились и выстрелили, несколько из них немедленно свалились на землю, а Уэсиба, целый и невредимый, необъяснимым образом очутился позади них. Уэсиба объяснил поражённым зрителям, что они были свидетелями демонстрации силы айки..

К концу жизни внешность Уэсиба стала бесплотной, призрачной: белые одежды, седые волосы и мягкая белая борода.
Его здоровье постепенно ухудшалось, но даже когда он был прикован к постели своим последним недугом, Уэсиба все ещё был способен призывать волшебную космическую силу, достаточную для того, чтобы разбросать во все стороны четырёх помощников, если они начинали обращаться с ним, как с дряхлым стариком. Подобно Фунакоси, Уэсиба продолжал оттачивать техники своего искусства вплоть до самой смерти.

Мастер айкидо ушел из этого мира 26 апреля 1969 года возрасте восьмидесяти шести лет.

Последним указанием, которое Уэсиба дал своим ученикам, стали слова:
"Айкидо предназначено для всего мира.
В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем".



Из источников: http://www.aikidoka.ru,
http://karate.h10.ru/



Основатели Айкидо

Rambler's Top100