Боевые искусства
Сущность Боевых искусств




Тренируя себя, никогда не надо думать об отдыхе.
Нужно быть корректным и внимательным
даже в собственном доме.
Надо быть скупым на слова.
Вместо десяти слов говорите одно.
Следите за своими губами, прежде чем сказать.
Иногда бывает достаточно одного слова,
чтобы доказать свое мужество.
И в смутах надо быть таким же спокойным, как в мире.
Одно слово может выдать труса.
Надо помнить, что часто одно слово
бывает содержательней ста.


Тренировке человека нет конца.
Бывает так, что вы вдруг начинаете чувствовать
себя достигшим полного совершенства
и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор.

Между тем, кто хочет быть совершенным,
тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого.
Только не довольствующиеся уже достигнутым
и постоянно стремящиеся к высшим достижениям,
будут почитаться потомством за лучших людей.


Хагакурэ Бусидо (извлечения)



В наши дни уже никто не считает философскую подготовку в боевых искусствах необходимым условием, которое позволило бы достичь высоких результатов в изучении и овладений того или иного вида боевого искусства.
И эти заблуждения с каждым годом всё больше и больше входят в сознания людей, так как иногда они исходят от современных последователей Боевых искусств.
Это в свою очередь приводит к многочисленным спорам о том, «какой стиль лучше», возникающим из-за отсутствия достаточных знаний об истоках боевых искусств.

Очень Часто можно встретить или услышать такие вопросы:
- Какой стиль Боевого искусства самый лучший?
- Какими приёмами надо владеть, а какими нет?
- Какое оружие надо использовать, а какое можно игнорировать?

На эти и другие вопросы, касающиеся того, какой вид боевого искусства лучше или хуже, можно рассуждать очень долго, но, к сожалению, к единому мнению не прийти, так как они ведут в тупик.

Для того чтобы говорить о значении и эффективности применения боевых искусств, необходимо полностью вникнуть в них. А для этого сначала нужно понять саму суть и значение Боевых искусств.

Боевые искусства — это различные системы единоборств и самозащиты в основном восточноазиатского происхождения, которые развивались в основном как средства ведения рукопашного боя и самозащиты.
Когда-то, ещё в прошлые далекие времена, боевые искусства служили подготовкой воинов перед боем.

В настоящее время задачи, поставленные перед человеком, который изучает боевые искусства, остались теми же: подготовка к ведению боевых действий, ведение рукопашного боя и использование приемов самозащиты. Многие из тех, кто занимаются боевыми искусствами и по сегодняшний день, считают себя бойцами.

В современном мире боевые искусства используются как для физического, так и для духовного самосовершенствования.
Ежедневные тренировки по боевым искусствам приводят в порядок тело, помогают гармонизировать душевное состояние. Философия боевого искусства играет немаловажную роль в воспитании человека.

Ещё в древние времена, многие древние культуры увековечивали боевые искусства.
Упоминание о боевых искусствах также можно встретить в эпических произведениях.
Например: в эпической поэме Гомера «Илиада», основой для которого послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев. Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением греческих вождей.
Другой пример - «Махабхарата».
Великое сказание о потомках Бхараты — величайший эпос народов Индии. В основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: войне между союзами племен куру и панчалов, завершившейся победой панчалов.

Также сведения о древних боевых искусствах можно получить из изучения артефактов:
- роспись египетских гробниц, настенная живопись воинов занимающихся боевыми искусствами древнего Египта;
- терракотовая армия китайских воинов. Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э.) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни.

Постоянное балансирование на грани жизни и смерти у воинов породило философские и религиозные течения, целью которых было определение смысла пути воина.

Так, самыми главными сторонниками дзен-буддизма, когда он появился в Японии, были самураи.
Основной причиной такого явления называют отношение самураев к идее отсутствия страха перед смертью, которую практиковали мастера дзен.

Исходя из этого, можем сделать вывод, что в течение многих лет боевые искусства развивались как часть культуры той страны, в котором они преобладали и испытывали влияние политических событий своего времени.

Самым ценным аспектом всех Боевых искусствах (БИ), в том числе боевых искусств Востока, является их способность содействовать всестороннему развитию человека путём тренировок, ведущих к овладению мастерским навыкам, в основе которых лежат уважение к традициям, и годы творческих действий.

На Востоке, издавна была создана почва для создания и развития БИ. С принципами боевых искусств сочетался, а где то и сливался Буддизм - дзен (чан) буддизм - как религиозно-философская система, морально-этические представления, эстетические принципы. Так что Боевые искусства сделались неотъемлемой частью восточной культуры.

С древних времен считается, что занятия боевыми искусствами развивают гармонию личности, для которой под настоящим мастерством подразумевается в первую очередь духовное совершенство (примером может послужить Шаолиньский монастырь). И что бы достичь уровня мастерства, и для достижения совершенства требовалось вся жизнь, подчиненная идее самосовершенствования.

Исходя из этого, можно делать выводы: что только боевые искусства Востока являются искусствами как таковыми.
Таким образом, восточные боевые искусства – становились образом жизни.

Можно задаться вопросом о ценностях боевых искусств в настоящее время, когда владение боевыми приемами не являются для подавляющего большинства жизненной необходимостью.

На него можно ответить следующим образом: то, что только в Боевых искусствах мы находим, гармоничное развитие нашего тела и нашей психики, увлекательное хобби и, что очень важно на сегодняшний день, способ поддержания хорошего здоровья и самочувствия.

Один из мастеров боевых искусств сихан Айкидо, один из последних ути дэсы основателя айкидо, Митцуги Саотомэ в своей книге «Айкидо и гармония природы», четко изложил суть Боевых Искусств или Будо на примере Айкидо.
Ниже привожу интересный отрывок из этой книги:

"Айкидо: передача истины"

Изучение боевых искусств, основанных на соперничестве, не есть изучение истины. Соперничество может быть конструктивным, положительным выходом для нашей агрессии.

Оно может помочь нам стряхнуть свое самодовольство и толкнуть на совершение поступков, которых мы никогда бы не совершили, заставляя нас двигаться чуть быстрее. Именно к такому результату мы стремимся, играя в игры или занимаясь спортом.
Но будо - это не игра. Будо - это Путь, это жизненная позиция. За крайним прилагаемым усилием должно стоять совсем другое.

Когда соперничество становится чрезмерным и превращается в движущую силу повседневной жизни, как происходит в большинстве современных обществ, оно порождает все больше разочарований, искажая личность и разрушая человеческие взаимоотношения.

Мы постоянно испытываем способности, разум, представление о самих себе и идеологию других людей, начиная от мелочной борьбы за место стоянки до бессмысленного проявления остроумия, когда мы стремимся не к обмену идеями, а к тому, чтобы найти последнее уместное слово.

Эго поднимает свою уродливую голову и заявляет:
"Я лучше тебя. Я хочу, чтобы ты об этом знал, и я собираюсь тебе это доказать".
И соперничество из способа выхода агрессии превращается в акт агрессии.

Мы постоянно ощущаем угрозу и прикрываем свою незащищенность, проявляя излишнее высокомерие, стараясь оказаться в центре внимания. Каждый хочет быть "звездой". Постоянно воюя друг с другом, мы боимся правды.

Защищая себя от нападок других, мы становимся ревнивыми, эгоистичными и жестокими. Жизнь превращается в состязание, в котором нужно обязательно одержать победу, прийти к финишу, и мы забываем оценить по достоинству сам процесс жизни.
При такой привязанности к победе большинство современных стилей боевых искусств, которые поощряют соперничество, теряют свой основной смысл.

Это становится очевидным, если понаблюдать за некоторыми спортивными состязаниями. Что произошло с прекрасной техникой и принципа ми? Они разрушены агрессивностью и страхом перед поражением.

Ограниченные канатами ринга, боевые искусства, вслед за боксом и борьбой, становятся жалкой имитацией этих видов спорта - элегантность и философия, которым учили великие мастера многих стилей, оказываются полностью забытыми. Применение искусств сужается. Ориентированные только на победу и поражение, они превращаются в буффонаду для демонстрации ребяческого эго. В таком контексте нельзя понять гармонии.
Будо - это не спорт.

Ориентированные на спорт боевые искусства опираются на агрессивное соперничество, на негативные аспекты - стремление нанести поражение противнику.

Вы не можете контролировать реакции другого человека с помощью агрессии, потому что агрессия только усиливает сопротивление. Если вы толкаете другого человека, вы создаете ситуацию, когда он вынужден сопротивляться вашей силе, и он начинает бороться, прибегая к физической силе.

Но если он толкает вас, а вы проявляете достаточную гибкость, позволяющую без колебаний уклониться, вместо того чтобы оказывать сопротивление, ваш противник будет втянут в созданный вами вакуум и окажется под контролем.

Этого нельзя достичь только с помощью физического тела; здесь вас должна направлять духовная позиция.
Цель занятий будо, занятий айкидо - не усиление агрессивной реакции, а контроль и очищение ее.
Мы должны научиться оценивать процесс, который ведет к истинной мудрости гармонии.
Спортивный чемпионат - просто зрелище.

Путь будо учит нас отбросить свои амбиции и алчность, и стать пустым. Именно этому учат своих учеников настоящие мастера будо:
- они учат понимать гравитационную силу, силу вакуума.
-Они тренируют дух, потому что в результате тяжелых тренировок ученик приходит к пониманию ограничений человеческого тела.

Мы должны понимать, что человеческая жизнь ограничена, и должны развивать скромность, которую рождает это понимание. Поведение универсально.


Митцуги Саотомэ.
Отрывок из книги:
Айкидо: передача истины.
Глава из книги "Айкидо и гармония в природе."




Другие интересные статьи
про Айкидо


Rambler's Top100