Мастера Айкидо


Кристиан Тиссье
Айкидо — просто делать себя лучше !



Сэнсэй, Вы начали изучать Айкидо ещё ребенком во Франции?

- Да. Мне было одиннадцать лет, и я уже занимался дзюдо. В то время ещё не было детских секций дзюдо, поэтому заниматься было очень трудно.
После наших занятий по дзюдо приходило три или четыре человека, которые изучали Айкидо.
Я слышал, что в Айкидо не нужно быть сильным, и что даже маленькие дети смогут бросить очень сильного человека. Поэтому однажды я попросился в их группу. Мне разрешили попробовать. Они были даже немного довольны, поскольку к ним присоединился новый человек.

Моим первым учителем был Тавернье сэнсэй. После двух или трех месяцев, по–моему это был 1964 год, в Париж приехал Наказоно сэнсэй, и я начал заниматься у него. В то время он обучал Айкидо, — совсем немного времени он уделял котодама (воспитание духа), но преимущественно он давал Айкидо.

Позвольте уточнить один момент. В то время Наказоно сэнсэй был в Париже, а Тамура сэнсэй в Марселе?

- Первым в Марсель приехал Абэ сэнсэй. Когда Наказоно сэнсэй приехал туда же, Абэ сэнсэй оставил свое додзё ему, а сам вернулся обратно в Японию. Когда Тамура сэнсэй приехал из Японии, Наказоно сэнсэй в свою очередь передал додзё ему, а сам переехал в Париж. Наказоно сэнсэй, Норо сэнсэй и Тамура сэнсэй были тогда одновременно во Франции.

От других, кто занимался у Наказоно сэнсэя, я слышала, что он был очень строгим. Ваше мнение о нем такое же?

- В то время для меня Наказоно сэнсэй был очень и очень важным мастером. Я не помню случая, чтобы он был действительно строг. Я только помню, что он был очень харизматичным. Наказоно сэнсэй изучал много различных боевых искусств, включая дзюдо и каратэ.

Не думаю, чтобы он изучал Айкидо очень уж долгое время, но кажется, что его О–Сэнсэй послал, будучи уверенным в его способности руководить людьми. Наказоно сэнсэй был очень хорошим послом для Айкидо.

Учение Наказоно сэнсэя было наполовину Айкидо, а наполовину затрагивало духовные аспекты. Но когда вы решаете изучать Айкидо, вы выбираете физическую активность, а не рисование или медитацию.
В первом случае вы должны взбить свое тело, как тесто, для того, чтобы почувствовать искусство. Если вам 16 или 17 лет, то вам недостаточно слышать, что Айкидо — это любовь, — для вас это ничего не означает. Вот почему я поехал в Японию.

А много ли людей в то время занималось Айкидо?

- Да. Тогда много людей занималось, но группы очень различались. Около 800 человек занимались в группах Айкикай, которые входили в Ассоциацию под руководством Наказоно и Тамура сэнсэя. Это была Association Culturelle Francaise d`Aikido (ACFA). В нее входило 2 или 3 тысячи человек из Федерации групп дзюдо под руководством Мочизуки сэнсэя. Когда я был в Японии, около 1975 года, все группы Айкидо объединились. Группа Айкикай «поглотила» все другие группы и стала называться Национальным союзом Айкидо (UNA).




И сейчас во Франции сохранилась эта организация?
- Нет, UNA в, конечном счете, опять разделилась, и сейчас она не существует. В 1981 году появилось мнение, что айкидоисты должны выйти из Федерации дзюдо, членство в которой было очень комфортным, потому что мы могли иметь и додзё, и татами, и деньги, и вообще всё, что угодно. Но небольшая группа, возглавляемая Тамурой сэнсэем, хотела большей власти. Некоторые люди думали, что для Айкидо будет лучше отделиться, лучше, если бы была создана Федерация Айкидо.

Тамура сэнсэй спросил: «Если я выйду из Федерации дзюдо, то вы последуете за мной?» Сначала почти все ответили «да». Тем не менее, стало ясно, даже ещё перед выходом из Федерации Дзюдо, что уже было решено, кто будет президентом, секретарем и т.д. в новой федерации. Половина людей отказалась покинуть Федерацию дзюдо именно потому, что новая федерация уже имела предопределенную структуру. Таким образом возникло две федерации: Federation Francaise Libre d`Aikido (FFLA) и Французская Федерация Айкидо, Айкибудо и Аналогов (FFAAA).

Так в 1981 году мы получили во Франции две больших федерации Айкидо. Они приблизительно одинаковые по численному составу (наша, может быть, больше на 2 или 3 тысячи человек), и всего они объединяют около 50 тысяч практикующих. Мы ведем переговоры о создании новой федерации, и, возможно, в этом году опять объединимся.

Положение дел во Франции отличается от США, поскольку Айкидо регламентировано законодательно. Существуют французские сертификаты на степени дан и французские дипломы инструкторов. Для преподавания Айкидо во Франции более важным документом является не диплом Айкикай, а французский диплом.

Для преподавания вы должны иметь, как минимум, французский сертификат на 2 дан от Французской правительственной федерации. Такое положение дел не так уж и плохо, поскольку мы можем контролировать тех, кто собирается преподавать. Такова политическая ситуация во Французском Айкидо.

Как много учителей Айкидо из других частей света посещает Францию?

- Саотомэ сэнсэй приезжал во Францию. Также каждый год наша федерация приглашает Эндо сэнсэя, Нишио сэнсэя и Ямагучи сэнсэя. Вака сэнсэй приехал в январе.

Политика французского Айкидо, похоже, тоже довольно запутана, как и в США?

- Да. Ситуация очень трудная. Тамура сэнсэй является постоянным членом Международной Федерации Айкидо (МФА), которая была учреждена Айкикай Хомбу (руководящим органом Айкикай). Но федерация Тамура сэнсэя ещё не имеет официального признания ни Айкикай Хомбу, ни МФА или Европейской Федерации Айкидо. Наша Федерация зарегистрирована в МФА, которая регистрирует только одну федерацию от каждой страны.

Во Франции только два человека имеют право присваивать даны Айкикай: Тамура сэнсэй и я. Поэтому очень странно, что его федерация не входит в МФА. Можно подумать, что членство в МФА ничего не значит.

Я очень уважаю Тамура сэнсэя. Мы друзья, и я не согласен с позицией Айкикай Хомбу в таком положении дел. Если Айкикай Хомбу может кого–то поддерживать, то, я думаю, будет правильно поддержать Тамура сэнсэя, поскольку он является известным шиханом Хомбу. Хотя я и рад, что Айкикай Хомбу признало мою федерацию, но я нахожу его позицию очень странной для понимания.



Ранее вы сказали, что идут переговоры о формировании новой федерации путем объединения существующих французских федераций. Может быть, это объединение поможет решить проблему?

- Я думаю, что если мы объединимся, то это решит многие европейские проблемы.
Сейчас в Европе группа Айкикай невелика. Например, в Германии пять или шесть федераций, только одна из которых — член МФА. Группа Айкикай насчитывает около 2000 человек, что очень мало, если учесть, что всего в Германии занимается Айкидо около 20000 человек.
Те же проблемы и в Италии. Группа Айкикай там насчитывает около 3000 человек, хотя общее количество занимающихся — гораздо больше. В Испании и Англии группы Айкикай тоже очень малы.

Раньше, 20 или 30 лет назад, каждая национальная группа имела одного учителя. Когда у вас занимается группа из 100 человек, такая система подходит. Но когда группы имеют 5000 или 10000 человек, это невозможно. Вы не сможете иметь одного учителя, контролирующего все в одной стране. Кажется, что Айкикай порой этого не понимает.
Если мы решим нашу проблему во Франции — если мы сможем установить новый организационный порядок, то это поможет многим странам, потому что они уже не могут развиваться под нынешним управлением.

Будет ли новая система, в том виде как вы ее себе представляете, подчиняться Айкикай Хомбу?

- В точности я даже не знаю. Главенствующее положение Хомбу Додзё, видимо, не является ключом к решению проблем.

На последнем конгрессе в Токио Ямада сэнсэй ставил на голосование мнение, что не очень хорошо иметь одну аккредитованную организацию на страну. Кто, как не он, знает, что в Америке, имеющей так много различных групп, очень трудно заявлять «Одна страна — один голос».

Сейчас очень легко объехать Европу. К примеру, вы можете добраться от Парижа до Лондона машиной за три часа. И очень легко добраться из Франции до Германии. У меня около 5000 учеников в Германии, но из–за правил Айкикай я не могу проводить там экзамены, так как я не представлен от Айкикай в Германии. Или людям приходится путешествовать из Германии во Францию, чтобы получить французский диплом. Это не очень хорошо. Может быть, Айкикай Хомбу следует позволить некоторым людям присваивать степени в разных странах. (Конечно, могут возникнуть проблемы, поскольку учителя будут работать на перекрывающихся территориях.)

В США инструкторы-«не японцы» не являются шиханами, даже если они имеют 6 дан. В Европе та же ситуация?

- Я утвержден в качестве шихана Айкикай Хомбу, и я думаю, что есть ещё один или два французских шихана.
Я был 6 даном более 9 лет. И, в то же время, я аттестовывал от имени Айкикай до 5 дана. В этом нет проблемы. У меня очень хороший контакт с Хомбу Додзё. Когда я был в Японии, с 1969 по 1976 год, я даже не думал, что буду когда–нибудь 4–м даном. В то время иностранцы могли иметь нидан или очень редко сандан. Ёндан присваивался по–другому, поскольку экзамена на него не было. Когда я получил свой 4 дан, то сказал самому себе: «Всё меняется!»

Я возвратился во Францию в 1976 году, а в 1980 году получил свой 5–й дан непосредственно от Хомбу Додзё. Мне кажется, что тогда Хомбу Додзё предприняло другой новый шаг. В тот год, когда я был представлен на 6 дан, в Стокгольме состоялся конгресс Европейского Айкидо. Меня там не было, но присутствовали многие японские шиханы. Один из них заявил: «Нам нужно иметь японского шихана во Франции».

Французы, бывшие там, конечно же, сказали: «Зачем нам инструктор с 6 или 7 даном? У нас есть Кристиан Тиссье с 6–м даном от Хомбу Додзё». Кто–то спросил их: «А Тиссье — шихан?», — но Фуджита сэнсэй, будучи Генеральным секретарем Хомбу Додзё заявил: «Если Тиссье является 6–м даном от Хомбу Додзё, значит он — шихан от Хомбу Додзё.» Мне кажется, что это было принципиально новым шагом, предпринятым Хомбу Додзё.



Как сказал однажды Чиба сэнсэй по отношению к Хомбу Додзё, Айкидо может быть возрождено извне. Возможно даже, что иностранцы гораздо более верны Хомбу Додзё, чем некоторые японцы, живущие за пределами Японии. Я думаю, что будущее для Айкикай и японского Айкидо будет в Америке и в Европе.
Молодежь буквально грезит Японией и известными инструкторами. Это почти как магия. Наша работа состоит в том, чтобы подпитывать эти мечты, а задача Хомбу Додзё — сделать мечту реальностью.

Вы думаете, что уровень инструкторов Хомбу Додзё изменяется?

- В прошлом из Хомбу Додзё вышло много очень хороших учителей с сильным характером — Тада сэнсэй, Тамура сэнсэй, Ямада сэнсэй и др. Можно сказать, эти люди были элитой.

В наши дни не так то просто для Хомбу Додзё воспитать элиту, потому что не так просто привлечь талантливых людей. Сегодня талантливый молодой японец может позволить себе иметь работу, подружку и машину. Уровень жизни ныне таков, что Хомбу Додзё не может предложить своим учидеши соответствие этим стандартам. Таким образом, легко понять, почему талантливые люди могут решить приходить в Хомбу Додзё просто позаниматься. И Хомбу Додзё должно уважать смелость и неординарность тех талантливых людей, которые все–таки решаются быть учидеши.

Может быть, элита должна сказать молодым людям: «Если вы войдете в Айкидо, готовьтесь пройти через очень трудный процесс отбора. Вам понадобится быть очень хорошим мастером Айкидо, постоянно шлифующим себя и с сильной харизмой (чувство лидера).

Если у вас есть все эти качества, и вы останетесь в качестве учидеши, вы станете членом общественной элиты». И, может быть, тогда, когда людям по 22 — 23 года, они выберут между карьерой, к примеру, врача или учителя Айкидо. Вероятно, тогда у нас появятся качественные люди, приходящие в Айкидо.

Но я почувствовал совсем не это, когда был в Японии несколько лет назад. Айкикай размещал объявления в газетах о наборе учидеши. Они даже не думали, что им нужны учидеши для формирования элиты. Они просто нуждались в людях для заполнения додзё. Вот где проблема. Возможно, Айкикай нуждается в хорошем менеджере, чтобы заглянуть за свой привычный имидж, и, может быть, тут нужен даже кто–нибудь, далекий от Айкидо.



Как Вы думаете, Айкикай пошлет нового шихана из Хомбу Додзё, если старый шихан вне Японии устанет работать?

- Я не знаю, что они предпримут в этом случае. Возможно, кто–нибудь из Хомбу Додзё и захочет поехать за границу. Но я слышал, что в США, например, некоторые Айкидо организации имеют очень хороших учеников с 5–ми данами. Хомбу Додзё не может отослать инструктора с 8 даном, а, если они направят кого–нибудь с 6–м даном, это будет давать возможность предполагать, что американское Айкидо — не очень хорошее.

Когда вы имеете своего ученика с 5 или 6 даном, а Хомбу Додзё присылает кого–то ещё с подобным рангом, чтобы тот взял руководство, то это означает, что ваш ученик в чем–то недотягивает.

Конечно, Хомбу Додзё должно сыграть очень важную роль в судьбе Айкидо за пределами Японии. В Хомбу Додзё есть несколько очень хороших молодых инструкторов. У них очень чистая техника, они понимают международную ситуацию, и с ними очень приятно иметь дело. Их отношение отличается от подхода некоторых старых шиханов. Когда они, например, едут за границу, то они не изображают О–Сэнсэя. Они очень дружественны с людьми, очень контактны. Они — не динозавры. У них высокий технический уровень и ещё много чего. Это новое поколение привнесет новый динамизм в Айкидо.


Статья взята из журнала: "BLACKBELT".


Мастера Айкидо
Кристиан Тиссье – в поисках совершенства.


Rambler's Top100