Биография О-Сэнсэя

Из книги Киссёмару Уэсибы :
"Будо - учение основателя Айкидо"



Детство и юность


Морихэи Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабэ префектуры Вакаяма.
Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли.

Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихэи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэи начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Сингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры.

Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком.
Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца.
Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэи плаванию и сумо.

В Танабэ Морихэи окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэи работал в налоговой службе Танабэ, где в его обязанности входила оценка земель.

В 1902 году Морихэи уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие.

В период организационных работ перед открытием «Уэсиба Трэйдинг» - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Hихон-баси.
И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токио, Морихэи начал заниматься боевыми искусствами дзю-дзютсу и кен-дзютсу.

Тогда же у него обнаружилась болезнь, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэи Уесиба и Хацу Итокава.
Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихэи был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихэи был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке.
За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат».

Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэи постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзе мастера Масакацу Hакаи в Сакае, где он изучал дзю-дзюдцу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихэи был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киюти Такаги стать наставником Морихэи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзе.

Именно здесь Морихэи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзе Hакаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.


Жизнь на Хоккайдо


В 1910 году у Хацу и Морихэи родилась дочь Мацуко.
В это время Морихэи заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару.

Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такэда. Техника Дайто-рю потрясла Морихэи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такэда, который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни.

Морихэи договорился с местной администрацией о возможности переселения в Сиратаки. Вернувшись в Танабе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации.
Группа состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек).

В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Сиратаки, которое завершилось в мае.
Местность, где и сейчас находится поселок Сиратаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства.

Тем не менее, множество начинаний поселенцев были успешными, такие как выращивание, мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия.

Морихэи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Сиратаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такэда (в 1916 году Морихэи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю дзю-дзюдцу).

Вследствие расширения производства древесины Сиратаки быстро разрастался. Hо 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром.

В течение года Морихэи вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиратаки.
Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.


Знакомство с Онисабуро Дэгути и жизнь в Аябэ


Восемь лет жизни Морихэи Уесиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабэ.
Известие о болезни отца Морихэи получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихэи отправилась в далекое путешествие на юг.

При остановке в Киото Морихэи узнал, что в близлежащем Аябэ поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омото-кё - Онисабуро Дегути.
Который был известен в округе своими идеями об умиротворении духа и возвращении божественному посредством медитаций и физических упражнений.

Морихэи решил посетить Дегути и оставался в Аябе до 28 декабря.
Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегути ответил:
«Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу».
Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэи.

Йороки Уэсиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет.
Морихэи тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегути, религиозное учение которого позволило бы Морихэи обрести мир в своей душе.

В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омото-кё, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.

Морихэи глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омото-кё, принимая участие в физических упражнениях и медитациях.

С помощью Онисабуро Морихэи переоборудовал часть своего дома в додзе на 18 циновок, получившее название «Академия Уэсиба».
Там он преподавал начало боевых искусств
последователям Омото-кё.

К сожалению, первый год пребывания Морихэи в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей.
В августе 1920 года заболел и умер Такемори,
а в сентябре - годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихэи в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе.
Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омото-кё.
Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру.

11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омото-кё (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро.
К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэи.
В 1921 году родился я.

В следующие два года Морихэи помогал освобожденному из под ареста под залог Онисабуро восстанавливать центр Омото-кё, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.

Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихэи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее.

Веру в то, что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихэи принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей.

Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.
В это время Морихэи увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания.
Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны.

Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихэи назвал его «айки-будзютсу».


"Монгольское приключение"


13 февраля 1924 года Морихэи вместе с Онисабуро и группой учеников Омото-кё тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омото-кё.
Где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей.

15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию.
Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихэи взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно.

Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэи, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни.
В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев.

К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и, обеспечили их благополучное возвращение на родину.
Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Возвратившись, домой в 1925 году, Морихэи пытался вернуться к прежней жизни, обычным занятиям в селе, с сельским трудом и боевыми искусствами.
К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде.

Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэи.
Там он обнаружил в себе новые качества.
Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.
Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихэи учился осознанно применять ее в своих занятиях айки-будзютсу.


Переезд в Токио. Открытие Кобукана


Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихэи на поединок.
Морихэи принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч.

Сразу после поединка Морихэи пошел искупаться к водопаду.
Под струями воды он испытал ни с чем несравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился.

Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо. Другими словами, то было божественное озарение.

Морихэи решил изменить название айки-будзютсу на айки-будо (дзютсу - искусство, до - путь).
«Искусство» подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» - путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон.
Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такэсита Морихэи поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото.
Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихэи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такэсита вновь пригласил Морихэи в Токио.
Hа этот раз Морихэи преподавал в Имперском суде. В Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов.

Пребывание Морихэи в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябэ.

Получив следующее приглашение адмирала Такэсита в феврале 1927 года, Морихэи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихэи снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума.
Он переделал две комнаты в додзе с восемью циновками.
В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Hакадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.

В 1930 году Морихэи поселился на вилле Усигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзе.
Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана.

Кано был восхищен мастерством Морихэи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это - идеал будо».
Впоследствии Кано послал заниматься у Морихэи двух своих учеников: Дзиро Такэда и Минору Мотидзуки.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура.
Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзе, чтобы посрамить Морихэи.

Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики.
В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэи стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзе айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня.
Hа торжественном открытии додзе, додзе получило название «Кобукан».

Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата, Хадзима Ивата, Каору Фунабаси, Цутому Югава, Риндзиро Сирата.

Впервые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзе» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихэи был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзе: в Токио - Оцука (додзе, спонсируемый Сейдзи Hома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Сайбадаси; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.

Выдающимися ути-деси (приближёнными учениками) в это время были Сигеми Йонекава, Дзензабуро Акадзава, Годзо Сиода и Тегуми Хоси. В этот период Морихэи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо.
Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоси Hакамура, который в 1932 году женился на дочери Морихэи.

Морихэи преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Hагано и ответственного секретаря кабинета министров).
Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асаси» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1932 году было основано Общество Содействия Боевым искусствам Японии, и в 1933 году Морихэи стал его президентом.

В мае 1933 года открылся додзе Такэда. Додзё Такэда считался к тому времени, постоянно действующим тренировочным комплексом в префектуре Хайого.

Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихэи стал знаменитостью в мире боевых искусств.
Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, «союза духа, разума и тела» - привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихэи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихэи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях.

Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению Великой Ассоциации Боевых искусств в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжоу-го. Там Морихэи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения.
Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такэсита.
В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзе Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзе.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены.
Назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая.
Именно с этого времени в употребление вошло название «айкидо» вместо «айки-будо».


Годы войны. Послевоенное развитие айкидо


Во время второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихэи стало сохранение айкидо для будущих поколений.

Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги.
Поручив мне ответственность за додзе в Вакамацу, Морихэи с женой переехал в Ивама.
Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Ивама Морихэи начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзе. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году.

В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзе, ныне известный как додзе Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихэи лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзе, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама.

«Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты.
Это - основа айкидо»,- объяснял Морихэи.

Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзе Кобукан. Hесмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзе не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей.

Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэи, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихэи верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии.
Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай.
Тогда же главный додзе в Токио был переименован во Всемирный Центр Айкидо.

Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организации айкидо и планировать их дальнейшее развитие.
Тем временем Морихэи оставался в Ивама, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Hачиная с 1950 года Морихэи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи.
Поскольку возраст Морихэи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости.

Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь.
Первый иероглиф в названии «ай» - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихэи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзе, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзе Айкидо».

В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Hи-хонбаси.

Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэи всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания айкидо.
В Токио стали съезжаться со всех континентов, желающие обучаться айкидо.

По всей территории Японии открывались новые додзе, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.

С возрастом Морихэи стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзе.
Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.


14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Синзуки в Токио.
Морихэи участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо», просто поразил аудиторию.

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэи и обладателя десятого дана по кюдо Йосабуро Уно орденами Сидзухосо.
Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифунэ и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мосида.

28 февраля 1961 года Морихэи посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай.
Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост».

До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо.
Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэи боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо.
А в 1964 году Морихэи получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзе.
В этот же день в Ивама Морихэи провел первую церемониальную борозду Hового года.
Строительство нового здания додзе, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года.
Одну из комнат этого здания Морихэи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзе состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо.

15 января 1969 года Морихэи посетил празднование Hового года в Главном Додзе.
Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухудшалось.
Морихэи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзе 1 мая в 19 часов 10 минут.

В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито.
Его прах захоронен в семейном склепе Уесиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Ивама, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябэ.

Последним указанием, которое Морихэй дал своим ученикам, стали слова:
"Айкидо предназначено для всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем".


Из книги "Будо - учение основателя Айкидо" Издательство "Феникс" 1999г

От себя добавлю, что конечно, без сомнения, сэнсэй Морихэй Уэсиба был сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него на большие жертвы.

И мы никогда не узнаем, что это было на самом деле:
- сила следствием его религиозных убеждений, или это был его врожденный дар, полученный в действительности от Бога.

Но, то, что Мастер Морихэй Уэсиба мог делать и показывать умопомрачительную технику за счет своего глубокого знания Такэда Дайто-рю Айки-дзюцу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить похожее на него.

‘О-Сэнсэй’ Морихэй Уэсиба умер в 1969 году в том же возрасте, что и Сокаку Такэда, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя.
Оставив после себя группу преданных ему учеников, которая взялась продолжать начатое им дело.

Его сын - Киссёмару Уэсиба - стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться.
На сегодняшный день продолжается эта работа и во главе уже 3 Досу, или главный мастер школы, сын Киссёмару Уэсибы Моритэру Уэсиба.

Для многих Школа заключается в "Человеке", и никто не сможет заменить его.
Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.

Тем неменее, его дело продолжается, и по сей день, обретая всё новых и новых учеников и последователей Айкидо!


Rambler's Top100